Буданов Иван (budan) wrote,
Буданов Иван
budan

Темпы ввода атомных энергетических блоков в СССР/России. + Бонус:вожди, ожидание и блоки

Вчера в ночь у Олега Макаренко (кто не знает, это Сам fritzmorgen) появилась очередная запись про "встаёмсколен". Естественно, вставать с колен в России без атомной энергетики, как-то не комильфо, поэтому в конце было отрапортовано об "удвоении выработки э/э на АЭС - до 170 млрд. киловатт*час". Естественно, всё это благодаря мудрой и стабильной политике Солнцеликого.

К сожалению, сейчас вы в его блоге (Фрицморгена) уже такую часть записи не найдёте - и вот почему. Потому что нет никакого удвоения.

В качестве пруфа, например, можно воспользоваться  открытой энциклопедией:



Было 120, стало 170 - роста в 2 раза нет. Даже если самый большой провал брать в 1994 году, то рост на 70% за 16 лет. Или на 3,37% в год. Так как я чуть лучше Олега разбираюсь в предмете ядрёной нашей энергетики, то сделаю обзорный пост о темпах возводимых в СССР/России АЭС по годам. Это, как вы понимаете, преамбула

1. Условия расчёта. Приближения, допущения.
  1. Для простоты буду брать выдаваемую в сеть электрическую мощность от блоков АМБ-100/200, РБМК-1000... ВВЭР-1000/440/365/210 равную максимально возможной. То есть, соответственно, 100,200,1000...210 МВт.
  2. КИУМ возьму завышенным до 1. Естественно, это даст сразу погрешность минимум в 10%... Но для скорости расчёта придётся пожертвовать и этим.
  3. Остановом и пусками блока поэтому придётся пренебречь. Топливо вечное, перегружать не требуется
  4. Если блок введён в декабре 3000 года, то его идеальная беспрерывная работа будет считаться с 3001-го года.
  5. Вывод и ввод в эксплуатацию мгновенный.
  6. Начало расчёта совпадает с пуском Первой в Мире Обнинской АЭС, 1954 год. Конец - в будущем, 2014-й год, где планируется ввести в эксплуатацию 3 э/б [Первый блок НВАЭС-2, БН-800, Ростовская АЭС (3-й блок)]. Посмотрим-посмотрим (скорее всего, не вруть).
  7. В расчёте будут использоваться все фактически введённые в эксплуатацию станции в России. Такие проекты, как КуАЭС-5, Нововоронежская АСТ, Нижегородская АСТ, Крымская АЭС, Башкирская АЭС и т.п. не рассматриваются.
  8. В качестве временного интервала берётся отрезок в 10 лет. Таких отрезков, как вы уже посчитали в уме, будет 6 (1954-1964, 1965-1974, 1975-1984, 1985-1994, 1995-2004, 2005-2014).
  9. Данные взяты из открытых источников в сети интернет. Кто захочет - сможет меня мгновенно пере-проверить.
  10. Промышленные, военные реакторы - в расчёт, увы, не попали. #секрет
  11. Также будет высчитан относительный безразмерный коэффициент РБМК/ВВЭР. Назову его РВ.

Таким образом, первая десятилетка:
1954-1964:

Согласно http://rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/aboutcorporation/activity/energy_complex/electricitygeneration/ (здесь и далее - источник - из сайта ГК "Росатом") Введено 3 блока
  1. Обнинская АЭС, 5 МВт, 26 июня 1954 года. Первый. Атом показал то, что его можно мирно щепить по-чуточки, и тогда затеяли конкуренцию между графитом и водой:
  2. Белоярская АЭС, 100 МВт, 26 апреля 1964 года. Второй.
  3. Нововоронежская АЭС, 210 МВт. 30 сентября 1964 года. Третий.
Суммарная мощность составила (5+100)+210 = 315 МВт.
РВ = 105/210 = 0,5.
[Дальнейшая статистика, расчеты]
1965-1974:
Введено:
  1. Белоярская АЭС, 200 МВт, 29 декабря 1967 года. Четвёртый.
  2. Нововоронежская АЭС, 365 МВт, 27 декабря 1969 года. Пятый.
  3. Нововоронежская АЭС, 440 МВт, 27 декабря 1971 года. Шестой.
  4. Нововоронежская АЭС, 440 МВт, 27 декабря 1972 года. Седьмой.
  5. Кольская АЭС, 440 МВт, 29 июня 1973 года. Пошли типовички! Восьмой.
  6. Ленинградская АЭС, 1000 МВт, 21 декабря 1973 года. Первые гиганты. Девятый.
  7. Билибинская АЭС, первый блок, 12 МВт, 12 января 1974 года. Атом доставили, собрали и пустили в самые е... Дальние дали. Десятый блок.
Суммарная мощность составила 315+200+365+440*3+1000+12 = 3212 МВт.
РВ = (105+200+1000+12) / (210+365+1320) = 1317 / 1895 = 0,695.

1975-1984:
Введено:
  1. Билибинская АЭС, 12 МВт, 30 декабря 1974 года. Одиннадцатый.
  2. Кольская АЭС, 440 МВт, 8 декабря 1974 года. Двенадцатый.
  3. Ленинградская АЭС, 1000 МВт, 11 июля 1975 года. Тринадца... Ох, вот магия чисел!
  4. Билибинская АЭС, 12 МВт, 22 декабря 1975 года. Четырнадцатый.
  5. Курская АЭС, 1000 МВт, 19 декабря 1976 года. Пятнадцатый.
  6. Билибинская АЭС, 12 МВт, 27 декабря 1976 года. Шестнадцатый.
  7. Пауза в 2 года.
  8. Курская АЭС, 1000 МВт, 28 января 1979 года. Семнадцатый.
  9. Ленинградская АЭС, 1000 МВт, 07 декабря 1979 года. Осьмнадцатый.
  10. Белоярская АЭС, 600 МВт, 8 апреля 1980 года. Девятнадцатый.
  11. Нововоронежская АЭС, 1000 МВт, 31 мая 1980 года. Двадцатый.
  12. Ленинградская АЭС, 1000 МВт, 9 февраля 1981 года. Двадцать первый.
  13. Кольская АЭС, 440 МВт, 24 марта 1981 года. Двадцать второй.
  14. Смоленская АЭС, 1000 МВт, 9 декабря 1982 года. Двадцать третий.
  15. Курская АЭС, 1000 МВт, 17 октября 1983 года. Двадцать четвёртый.
  16. Калининская АЭС, 1000 МВт, 9 мая 1984 года. Двадцать пятый.
Суммарная мощность составила 3212+12*3+440*2+1000*9+600 = 13728 МВт.
РВ = (1317+36+7000) / (1895+880+2000) = 8353 / 4775 = 1,749. Казалось бы, пришла победа в стан сторонников урана с графитом, но тут сине-жёлтые братья подарили нам на майские... Ну ты понел(с).

1985-1994:
Однако же, вплоть до 1993 года и возведения на царство Бориса, вводились АЭС. Итак, введено:
  1. Кольская АЭС, 440 МВт, 11 октября 1984 года. 26-й.
  2. Смоленская АЭС, 1000 МВт, 31 мая 1985 года. 27-й.
  3. Курская АЭС, 1000 МВт, 2 декабря 1985 года. 28-й.
  4. Балаковская АЭС, 1000 МВт, 28 декабря 1985 года. 29-й.
  5. Калининская АЭС, 1000 МВт, 3 декабря 1986 года. 30-й.
  6. Балаковская АЭС, 1000 МВт, 8 октября 1987 года. 31-й.
  7. Балаковская АЭС, 1000 МВт, 25 декабря 1988 года. 32-й.
  8. Пауза в 1 год.
  9. Смоленская АЭС, 1000 МВт, 17 января 1990 года, 33-й.
  10. Балаковская АЭС, 1000 МВт, 4 ноября 1993 года. 34-й.
Остановлены: 1,2 блок НВАЭС http://rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosenergoatom/novnpp/about/history/ в 1984 и 1990 году, соответственно [-575 МВт]. Также остановлены 1,2 блоки БелАЭС http://rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosenergoatom/belnpp/about/history/ в 1981 и 1989 году, соответственно [-300 МВт]. Обнинская ещё пыхтит в это время!
Суммарная мощность составила 13728+440+1000*8-875 = 22168 МВт - 875 МВт = 21293 МВт.
РВ = (8053+3000) / (4200+440+5000) = 11053 / 9640 = 1,147.

1995-2004:
Введено:
  1. Ростовская АЭС, 30 марта 2001 года. 35-й.
Остановлены 1 блок Обнинской АЭС 29 апреля 2002 года [-5 МВт]. 
Суммарная мощность составила 21293+1000-5 = 22288 МВт.
РВ = (11048) / (10640) = 1,038.

2005-2014:
Введено:
  1. Ростовская АЭС, 1000 МВт, 18 марта 2010 года. 36-й.
  2. Калининская АЭС, 1000 МВт, 25 сентября 2012 года. 37-й.
  3. Нововоронежская АЭС-2, 1200 МВт, 2014 год. 38-й.
  4. Белоярская АЭС, 800 МВт, 2014 год. 39-й.
  5. Ростовская АЭС, 1000 МВт, 2014 год. 40-й
Остановлены 1 блок Ленинградской АЭС в начале мая 2012 года [-1000 МВт]. 
Суммарная мощность составила 22288+5000-1000 = 26288 МВт (самый максимум).
РВ = (11048) / (14840) = 0,744.

Кстати, чтобы получить те самые "170 миллиардов" кВт*ч, надо умножить 26.288.000 кВт на количество часов в году. Их там около 8760 штук. То есть получив 230.282.880.000 кВт*ч, можно посчитать средний-средний-средний КИУМ (сколько времени в году станция постоянно работает на полной мощности), это 170 делим на 230,3 и получаем 0,738.
И парочка интересных графиков.

Итак, ежегодно вводимые мощности АЭС в России на графике. Прерывался график несколько раз, проще сказать, в какие периоды блоки возводились как горячие пирожки. Это 1971-1976 и 1979-1988. В принципе, их можно объединить воедино. 18 лет каждый год строилось по 1, а то и по 2 блока. Кстати, о количестве (см. другой график).
*МВт/год, возводимые и принимаемые в эксплуатацию в СССР-России атомные э/б (по годам пуска).

*Число вводимых ежегодно атомных э/б в СССР-России.

Как видно из этого графика, 3 блока в год удалось ввести только 2 раза за историю ЯЭ в СССР (и, возможно, такое же редкое явление повториться в 2014-м году). По 2 блока вводили 8 раз (лет), по одному, соответственно, 15 раз и 32 года не вводилось (33 - не введётся) ни одного блока.

Коль уж мы задели Солнцеликого, то стоит заметить, что, согласно Вики, при Сталине ( -1953) не ввели ни одного мирного атомного блока, хотя и стали их строить. При Хрущёве (ген. секретарь сент. 1953 - окт. 1964) ввели в строй 3 первых энергетических блока, при Брежневе (1964 - нояб. 1982) 19 блоков, при Андропове (1982 - февр. 1984) 2 блока, при Черненко (фев. 1984 - март 1985) 2 блока, при Горбачёве (март 1985 - июль 1991) 7 блоков, при Ельцине (июль 1991 - декабрь 1999) 1 блок, при Путине (май 2000 - май 2008, март 2012-...) точно 2 блока, при Медведеве (май 2008 - май 2012) - 1 блок.
...
Итак, пропорционально:
  1. Хрущёв - 3 блока за 12 лет,
  2. Брежнев - 19 блоков за 19 лет,
  3. Андропов - 2 блока за 1,5 года,
  4. Черненко - 2 блока за 1 год,
  5. Горбачёв - 7 блоков за 7 лет,
  6. Ельцин - 1 блок за 8 лет,
  7. Путин - 2 (5) блока(ов) за 8 (10) лет,
  8. Медведев - 1 блок за 4 года.
При развитии АЭ ввод 1 блока в год реален. Мы недополучили, в среднем, при Ельцине 7 блоков, 6 (5) блоков при Путине и 3 блока при Медведеве. То есть - 16(17) новых безопасных блоков. В планах ГК "Росатом" было указано (вот первый попавшийся пример из прессы) вводить по 2 блока в год.
Эх!
*Прошу прощения за политические вставки. Вырвалось что-то.
Tags: АЭС, Россия, СССР, анонс, график, мнение, отчёт, политика, сводный пост, статистика, ядерная энергетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments