Буданов Иван (budan) wrote,
Буданов Иван
budan

Музей археологии Ростова Великого. 21 фото

Сегодня вы вместе со мной прогуляетесь по 4-м залам археологического музея Ростовского кремля и ознакомитесь с 3-мя эпохами, события которых протекали на этих землях.

Эпоха №1 - так сказать, доисторическая. Жили-были здесь до русских финны да угры, оставили после себя гребень зооморфный (9-10 века), подвеску-уточка шумящую (7-9 века):

Текла речка Сара, внутри которой был холм. Холм этот при советской власти решили срыть и срыли до нуля, прекратив работу археологов, идущих здесь с 1854 года. Похоже, это самый былинный фейл для археологии СССР - приехать за 200 км от Москвы срывать холм, на котором 80 лет велись раскопки.

Но кое-что успели и после "срытия" изъять у реакций окисления и растворения атмосферными осадками,
заключив в витрины музея зала 1:

Да, вот такие металлические пружинные ножницы были у наших предков тысячелетия назад (7-10 века).
А вот острога, топоры втульчатые, топор проушинный:


Ножи, рукояти ножей и пластинчатые кресала.
Фибулы:
А вот предметы, полученные от скандинавов:

Гребни и ножницы шарнирные из арабского халифата. Ниже - византийские монеты, скандинавские подвески, дирхемы, накладки, бусины и браслеты, снова перстень и бусины-бусины:

Фибула равноплечная и цепочка с кольцом, кресала (калачевидные):

Предметы из сезонного лагеря скандинавов (902-903 гг.):
Предметы из женского погребения:

"От мерянского погребения к древнерусскому городу" - подробная информация о зале по спойлеру:

[Ростов в IX - XII веках. Становление государственности]

Становление государства на территории Ростовской земли обусловлено тремя тесно связанными между собой процессами: усложнением социальной структуры коренного мерянского населения, вхождением региона в сферу интересов элиты Киевского государства и проникновением сюда славянских племен.
В IX веке на территории Ростова уже существовал мерянский поселок, хотя центром мери по-прежнему оставалось Сарское городище. Славяне принесли в регион новую систему хозяйствования, основанную, прежде всего, не на скотоводстве, а на хлебопашестве. Можно предположить, что это место на берегу озера стало постоянным лагерем представителей далекого Киевского государства - местом сбора дани, суда, торговли. Так, постепенно, сформировался город, ставший центром новой системы власти и новой системы хозяйствования. Система власти и система хозяйствования, представленная Сарским городищем, пришла в упадок. У территории появился новый центр, называвшийся русскими летописями XI века Ростовом. Озеро, на котором он стоял, летописи называли по имени города - Ростовским озером.
Осмотр зала следует вести против часовой стрелки, справа налево. Однако его структура хорошо читается уже от входа. В центре зала расположен уникальный экспонат - хорошо сохранившийся меч каролингского типа, датированный X веком. Меч - главный символ власти в средневековье, та «ось» вокруг которой выстраивалась жизнь средневекового общества. Точно так же вокруг этого символа выстроены музейные предметы в экспозиции. Сразу за мечом, в южной витрине, мы видим громадные шпангоуты ладьи. Именно на таких кораблях пришли сюда воины и торговцы, сделав Ростовскую землю составной частью Киевского государства. Здесь же - уникальные экспонаты, связанные с первыми князьями, считавшими Ростов «своим» городом. Это печати известнейших киевских князей, с именами которых связано становление русской государственности - Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Становление государства на Руси было тесно связано с распространением христианства. Именно в Ростове, вероятно, в конце X века, была построена первая в междуречье Волги и Оки деревянная церковь, ростовский Успенский собор, сделанный «от древес дубовых». В середине XII века эта церковь сгорела и на ее месте был построен каменный собор. В начале 1990-х годов, под основанием существующего Успенского собора, археологами была сделана удивительная находка - обгоревшие обломки этой легендарной церкви. В экспозиции представлена часть т.н. «курицы» - детали, на которую крепилась крыша этого сооружения. С периодом существования деревянного Успенского собора связаны и представленные рядом крестики, датированные XI - XII веками. Эти предметы также явпяются уникальными свидетелями первых веков христианства на Руси.
Наконец, внимание посетителя привлекают фрагменты массивного белокаменного саркофага или, как их часто называли в Древней Руси, - «раки». Этот предмет также тесно связан со взаимодействием власти и церкви в эпоху становления русской государственности. Дорогой саркофаг для мощей только что прославленного святого Леонтия Ростовского был подарен в ростовский Успенский собор в середине XII века другим легендарным героем русской истории - князем Андреем Боголюбским.
В витринах представлены и свидетельства повседневной жизни горожан - предметы ремесла и торговли, предметы быта. Это именно те вещи, которые делают город городом. Среди них - пряслице с надписью «Мипешинъ пряслень» - уникальное свидетельство грамотности в Ростове.



На снимке ниже: подвеска уточка, фигурка куницы, подвеска, амулет из клыка свиньи, амулеты из фаланг пальцев медведя, амулет из клыков куницы, амулеты из пяток бобров (11), амулеты из пяток КРС -
Сумка почтовая берестяная:
Бусы:
Печати:

1) - Печать Киевского князя Ярослава Мудрого. Чеканка, свинец, исп. 1016-1054 гг.
2) - Печать Владимира Мономаха. Чеканка, свинец, исп. 1073-1125 гг.
...
Курица - элемент кровли Успенского собора в Ростове, конец 10 века:

Дуб, рубка, теска.
Ткань шерстяная (фрагмент):

10-11 век, шерсть, ткачество.

Меч-кладенец 10 века, западноевропейский (+LVNVECIT+) и "IIXII"

Железо, сталь, бронза, ковка, кузнечная сварка, инкрустация.
Ростов в XIII - начале XVI века


Основной мотив - православие и присоединение к Москве. Полная информация о зале под спойлером:

[Ростов в XIII - начале XVI века]

Хронологическими рубежами этого зала являются дата выделения самостоятельного Ростовского княжества в начале XIII столетия и время окончательного присоединения Ростова к Москве - конец XV века. В Ростове этого времени существуют два центра власти - князь и архиерей. Основное содержание этого этапа истории Ростова - постепенное ослабление княжеской власти и усиление власти церковной.
Первым ростовским князем стал Константин Всеволодович, сын Всеволода Большое гнездо. Период правления Константина (1208 - 1218 гг.) и его сына Василия (Василько) (1218 - 1237 гг.) - время рассвета княжества. В течение XIII - XIV веков территория княжества делится между многочисленными потомками Константина. Ростовские князья «мельчают» и постепенно, так же, как и ростовские бояре, переходят на службу к московским князьям, становятся их подданными. Ростовское княжество окончательно прекращает свое существование в 1474 г., когда ростовские князья продали остававшуюся у них половину города великому князю московскому Ивану III.
Велико было влияние ростовской епископской кафедры. В период княжения Константина значительное влияние имел епископ Кирилл. Он создал большую библиотеку, часть которой дошла до наших дней. Епископ Игнатий, живший во второй половине XIII века, в период, сразу после нашествия монголов, вскоре после смерти (1288 г) был причислен к лику святых. В конце XIV века ростовский владыка Феодор получил титул архиепископа. А с 1430-х гг этот титул закрепляется за всеми следующими ростовскими владыками Ростовский архиепископ становится вторым по влиянию после новгородского архиепископа.

Осмотр зала ведется по часовой стрелке. В первую очередь обратим внимание на белокаменных львов рубежа XII - XIII веков, фланкирующих первую витрину Возможно, они так же фланкировали когда-то каменный трон, на котором мог восседать ростовский князь или епископ. Витрина содержит вещи, связанные с ростовскими князьями и элитой города. Среди них - предметы, относящиеся к связанные с церковью Бориса и Глеба, которая находившейся на княжеском дворе. Церковь была построена в 1214 - 1218 годах и капитально перестроена в 1287 году Здесь представлены фрагменты белокаменных и кирпичных стен, а также фрагменты фресковой росписи церкви. Ниже - первые русские деньги, в том числе — знаменитые гривны и монеты, в частности - ростовских князей, а также деньги великого князя Ивана III, при котором Ростов был присоединен к Москве. Здесь же - украшения и фрагменты дорогой привозной посуды. Важным акцентом является монгольская стрела, напоминающая нам о монголо - татарском нашествии.

Массивная белокаменная апсида - фрагмент ростовского Успенского собора 1213 - 1231 годов. Строительством этого собора начался в начальный период истории Ростова, отраженный в этом зале. А его разрушением для постройки нового собора в начале XVI века – закончился. В 1990-е годы археологи обнаружили белокаменные блоки. Часть из них здесь представлена. Многие важные события ростовской истории XIII — XV веков происходили рядом с этими стенами.

В следующей витрине представлены предметы быта и ремесла горожан. Особенно выразительны рукавицы XIV - XV веков.
Белокаменный крест, расположенный на южной стене, олицетворяет местную и российскую историю середины XV века. Великокняжеский дьяк Стефан Бородатый, известный исторический деятель, поставил его на могиле своего сына Ильи у ростовской церкви Воскресения.
В западной витрине продолжается церковная тематика. Выделяется легендарный крест святого Авраамия Ростовского. Специалисты относят крест к XIV в. Здесь же другой уникальный предмет - древнейшее в России кадило, датированное концом XIV - началом XV века
Наконец, в центре зала - крещатая фелонь, происходящая из ростовского Успенского собора. Она датируется концом XV - началом XVI века Фелоиь-полистаарий - знак особого отличия. В XIV веке его получили новгородские архиепископы. Появление крещатой фелони у ростовских владык можно связать с получением ими титула архиепископа в конца XIV - середине XV века. В крещатых ризах традиционно изображается старейший ростовский святой - епископ Леонтий. В зале представлена одна из его икон конца XV века. По поздней легенде, крещатая фелонь из ризницы ростовского Успенского соборе принадлежала именно святому Леонтию.



Деталь трона - лев, конец 12-начало 13 века. Известняк, тёска, шлифовка, резьба:

Нагробный крест, поставленный дьяком Стефаном Бородатым на могиле своего сына Ильи у ростовской церкви воскресения (1458 г.):

Перекрестившись, рассказ о музее археологии Ростова Великого
можно закончить.
Tags: Россия, Ростов Великий, археология, музей, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments